Honda Civic blog



Статьи Бортовичок Фото и Видео Самые бесшумные гидравлические приводы Faac . Если нужны качественные чехлы на автомобильные сиденья недорого в Украине, звоните в "Союз-Авто".

Honda Civic Hybrid - зеленый «лепесток»

Honda Civic Hybrid - зеленый «лепесток»

03 May 2010 07:28:11 | www.procivic.ru | Honda Civic

«Воду надо начинать ценить раньше, чем высохнет колодец». Б.Паскаль

Когда-то автомобили с электрическим приводом, демонстрируемые немногими автопроизводителями на выставках, считались концептуальными моделями, которые когда-нибудь должны были «выйти в серию». Для электрических автомобилей перспектива серийного производства в силу некоторых обстоятельств все еще далека, а вот автомобили с гибридными установками уже успели примелькаться, хотя на наших дорогах гибриды по прежнему в диковинку.

Гибридный автомобиль предполагает, что в качестве силового агрегата используется симбиоз двух моторов - основной бензиновый и вспомогательный электрический, а также батареи и установка, контролирующая поток энергии из электромотора и обратно в никель-металлгидридные батареи, которые заряжаются за счет кинетической энергии автомобиля при торможении.

Нишу гибридных автомобилей создал японский производитель Toyota, выпустив первый в мире серийный автомобиль Prius с гибридной силовой установкой. Именно благодаря этому при разговорах о гибридах первое, что приходит на ум это «тоетовский отпрыск». По этой же причине последний по сей день является главным игроком рынка гибридных автомобилей.

Honda вела разработки в этом направлении, однако в серийное производство первый хондовский гибрид пошел только в 1999 году - мелкосерийный двухместный Honda Insight. В 2003 году в серийное производство запущен гибрид на базе модели Honda Civic 7-го поколения. Война «гибридов» началась именно с этого момента, где главенствующую роль и по сей день играют Honda и Toyota.

Не смотря на принадлежность к одной рыночной нише между тоетовским гибридом и Honda Civic Hybrid есть существенное различие. Если электромотор первого может работать без помощи бензинового двигателя при определенных режимах езды, то моторы Honda Civic Hybrid работают паралельно - бензиновый двигатель работает всегда, а электромотор выполняет роль «ассистента».

Сделано это по нескольким причинам. Во-первых, хондовцы хотели наделить свой гибрид традиционным ощущением спортивности, на сколько гибрид можно охарактеризовать таковым. На фоне своего конкурента Civic Hybrid действительно динамичнее, но вместе с этим менее экономичен. Причем проявляются эти особенности на протяжении всей эволюционной линейки этих моделей. Вторая и самая важная причина – себестоимость автомобиля. Honda Civic Hybrid дешевле и сложно представить когда дороговизна Приуса станет выгоднее по отношению к Honda Civic Hybrid за счет большей экономичности.

Все вышенаписанное применимо ко всем поколениям Honda Civic Hybrid. У каждого поколения есть свои особенности, однако концепция остается неизменной.



2003 – 2005 Honda Civic Hybrid (ES9)

Первый гибридный Civic выпущен в 2003 году на базе Honda Civic 7-го поколения в кузове седан. И если не маленький шильдик на кромке крышки багажника и несколько других малозаметных особенностей, в остальном гибрид мало чем отличается от обычного Honda Civic. Конечно, если не углубляться в детали.

2003 Honda Civic Hybrid

 

Под капотом у Honda Civic Hybrid первого поколения малоизвестный двигатель серии LDA, работающий в паре с электромотором. Тандем жидкого топлива с электричеством выдает порядка 98 л.с. мощности и 167 Нм крутящего момента, 13 л.с. и 49 Нм из которых заслуга электрического «ассистента». И если прирост мощности за счет электромотора не столь значителен, то о крутящем моменте такое язык не повернется сказать. Причем, основной крутящий момент электромотор выдает на «низах» чего для крутильных моторов Honda лишним уж точно не будет.

Фирменное название хондовской гибридной технологии - IMA, что расшифровывается как Integrated motor assistant. Электрическая составляющая (электромотор + блок батарей + блок управления электромощностью), основная изюминка гибридного автомобиля, призвана помочь основному бензиновому двигателю экономить топливо.

Идея технологии IMA заключается в использовании энергии, которая в обычных автомобилях уходит в никуда. Речь идет о тормозах. При торможении обычного автомобиля, его кинетическая энергия либо гасится сопротивлением мотора при торможении двигателем, либо превращается в тепло при нагреве тормозных дисков, то есть не используется вовсе. Система IMA позволяет накопить часть этой энергии в батареях, которые находятся за спинкой заднего ряда сидений. Достигается это за счет того, что при торможении задействуется электромотор, который в данном случае будет работать как электрогенератор, превращая кинетическую энергию автомобиля в заряд для батарей. И когда Honda Civic Hybrid потребуется опять ускоряться - батарея отдаст запасенную ранее энергию для работы того же электромотора, который теперь перейдет в нормальный режим, т.е. будет работать именно как мотор. Электромотор толщиной 70 см расположен между бензиновым двигателем и коробкой передач, вместо маховика.

Бензиновый двигатель гибридного Honda Civic первого поколения тоже наделен некоторыми особенностями. Во-первых, это система секвентального зажигания i-DSi (две свечи на цилиндр), которую Honda применяет на некоторых двигателях L-серии. Вторая особенность в способности отключать 3 цилиндра в моменты простоя и при торможении. Систему условно называют pause-cylinder system и кроме отключения цилиндров система ничего больше не умеет. Комплексное рассмотрение системы IMA оставим для новой статьи, а сейчас продолжим обзор автомобиля.

2004 Honda Civic Hybrid в рестайлинге

Возвращаясь к обзору автомобиля Honda Civic Hybrid первого поколения отметим, что последний предлагается либо с пятиступенчатой механической коробкой передач либо с вариатором (CVT).

Рынок сбытаШассиДвигательМощность,
л.с. @ об. мин.
Крутящий момент,
Нм @ об. мин.
Япония
c 2002
ZA-ES9 CAA-ES9 LDA
1.3 i-DSI + pause-cylinder system + IMA
99 @ 5700
(86 бенз. + 13 эл.)
168 @ 3300
(119 бенз. + 49 эл.)
Северная Америка
c 2003
ES9 LDA1
1.3 i-DSI + pause-cylinder system + IMA
98 @ 5700
(85 бенз. + 13 эл.)
167 @ 3300
(118 бенз. + 49 эл.)

Что касается сравнения «гибрида» с обычной версией седана Honda Civic 7-го поколения, то кроме силового агрегата различия минимальны – шильдик Hybrid, слегка измененная решетка радиатора, передний бампер и колесные диски другого дизайна, спроектированные в угоду лучшей аэродинамики, а не эстетики. Кузов и подвеска у автомобилей идентична. После рестайлинга модели в 2004 году Hybrid и вовсе внешним видом стал полной копией стандартного Honda Civic в кузове седан.

Имеются некоторые различия и на приборной панели. На гибриде она выглядит эффектней. Кроме этого, на гибриде задний ряд сидений не откидывается, увеличивая полезное пространство багажника, т.к. за сидениями установлены батареи. И если не считать, что Hybrid тяжелее своих собратьев в среднем на 100 кг, то на этом различия заканчиваются.



2006 – 2010 Honda Civic Hybrid (FD3,FA3)

Следующий Honda Civic Hybrid появился сразу с выходом Honda Civic 8-го поколения, в 2006 году. Также как и в первом поколении гибрид разделил базу с обычным 4-дверным седаном. Поэтому все конструктивные особенности кузова, подвески и уровень комфорта сопоставимы с обычным Civic 4D.

2007 Honda Civic Hybrid. FD3 - европейско-японская версия

 

Основной принцип работы гибридной силовой установки IMA на новом Honda Civic Hybrid остался тем же. Однако изменения все же есть - бензиновый двигатель теперь развивает не 85, а 95 л.с., а электромотор — не 13, а 20 л.с.. В сумме это дает 115 л.с., что весьма неплохо для автомобиля с 1.3 литровым двигателем. Еще одна любопытная цифра – максимальный крутящий момент в 167 Нм, достигаемый уже при 2500 об/мин из которых только 123 Нм заслуга бензинового двигателя.

Общая масса гибридного комплекса стала легче на 5% притом, что суммарная мощность автомобиля выросла на 20%. На 30% выросла выходная мощность батарей и они стали компактнее, на 10% возросла энергия, возвращаемая в батареи при замедлении. Расход топлива по сравнению с нынешним гибридом Civic сократился на 5%. Общее увеличение отдачи системы достигнуто за счет некоторых изменений, как в самой системе рекуперации, так и в бензиновом двигателе.

Мощность электромотора увеличили за счет более плотного размещения плоских проводов в обмотках нового электромотора, при том что его габариты остались неизменны. Бензиновый двигатель изменился более координальным образом. Секвентальная система зажигания i-DSi осталась, а вот на смену pause-cylinder пришел полноценный 3-stage i-VTEC , которая предполагает 3 режима работы двигателя.

  • 1. низкие и средние обороты для спокойной езды,
  • 2. высокие обороты для максимальной мощности,
  • 3. полное выключение газораспределения – когда цилиндры работают в холостую за счет кинетической энергии электромотора, а клапаны полностью закрыты.

Civic Hybrid 2006 стал по-иному распоряжаться своими двумя двигателями на разных режимах. В момент начала движения в действие одновременно с электромотором вступает бензиновый мотор.При достижении скорости 25-30 км и равномерном движении бензиновый двигатель прекращает свою работу, превращая гибрид в электромобиль. Вторая ситуация, когда бензиновый двигатель отключается - замедление. При замедлении автомобиля бензиновый мотор отключается, а электромотор переходит в режим генерации электроэнергии и запасает её в батарее. Третий случай отключения бензинового двигателя – холостой ход.

Самый неэкономный режим - момент резкого ускорения, когда VTEC переводит работу бензинового двигателя в режим максимальной мощности, также как и электромотор, который развивает максимальную отдачу.

Кстати, еще одно важное новшество в новом гибриде – отдельный электромоторчик для кондиционера. В предыдущем Honda Civic Hybrid бензиновый двигатель не отключался на холостом ходу при включенном кондиционере. Благодаря отдельному электромотору на новом гибриде эта проблема устранена.

Рынок сбытаШассиДвигательМощность,
л.с. @ об. мин.
Крутящий момент,
Нм @ об. мин.
Европа
Comfort, Elegance
FD3 LDA+MF5
1.3 i-DSI + 3 stage i-VTEC + IMA
113 (95) @ 6000 225 (123) @ 4600
Япония
MXB, MX
FD3 LDA+MF5
1.4 i-DSI + 3 stage i-VTEC + IMA
95 @ 6000 123 @ 4600
Северная Америка
Hybrid
FA3 LDA2+MF5
1.3 i-DSI + 3 stage i-VTEC + IMA
110 @ 6000 rpm 167 @ 4500

Не смотря на множество усовершенствований в силовом агрегате новый гибридный Honda Civic остается верен конструктивным особенностям и философии IMA. Принципиально изменен только внешний облик с интерьером. Впрочем, это заслуга не гибрида, а смены поколения модели Civic в целом. А от бензиновых собратьев гибрид отличается все тем же шильдиком, скромным спойлером на крышке багажника и «сплошными» литыми дисками с небольшими прорезями. Эти изменения, не считая шильдика изменяют аэродинамику в лучшую сторону, что в свою очередь благоприятно влияет на расход топлива.


* * *

Есть ли у гибридов недостатки по отношению к традиционным типам автомобилей? Если не считать, что Civic должен быть более динамичным, то основная проблема таится в его стоимости. Сравнивая расход и стоимость обычного и гибридного Honda Civic можно с уверенностью сказать, что окупится «зеленая» Honda не раньше нескольких пятилетий. Поэтому, покупать такие автомобили стоит только исходя из экологических соображений.

Придет время когда я буду готов купить вторую машину. Civic Hybrid непременно будет среди кандидатов. Если его стоимость будет сопоставима со стандартными бензиновыми версиями. И только в качестве второго, семейного автомобиля. Удовольствие от езды для меня все еще важный критерий.

Понравилась статья, но хочется узнать больше о технологиях Honda и автомобиле Honda Civic? Вам будет очень удобно подписаться на обновления блога и узнавать о них мгновенно.



КОММЕНТАРИИ (41):

Danches | 2010-05-05 23:55:00
Спасибо за статью! Только одного не пойму - почему в статье написано, что Сивик-гибрид первого поколения оснащался механической коробкой передач? Ведь новый CR-Z позиционируется как первый в истории гибрид с механикой. Выходит, сочетание "гибрид+механика" уже применялось? В чем подвох?:)

RuBB | 2010-05-06 09:14:00
Danches, сложно сказать. Но то, что гибрид первого поколения бывает на механике, как минимум в американской версии, это факт. На CR-Z "шестиступка", на Civic Hybrid ставили обычный 5MT.

SupremeLawyer | 2010-05-06 11:41:00
Да статья хороша. Кстати, думаю в качестве одной из "острых" проблем гибридных авто (в Украине во всяком случае) является сервис, а точнее его отсутствие. Тяжко будет "гибридцу" при выходе из строя батареи или электродвигателя)))))))))).

RuBB | 2010-05-06 11:53:00
SupremeLawyer, ну при выходе из строя батарей их уже просто надо будет менять ) Думаю, с этим сложностей не возникнет. Что касается срока службы - гарантия на батареи 10 лет. В любом случае, ты прав - с обычной машиной проблем с сервисом будет меньше. Но отказываться от гибрида именно из-за этого, не вариант.

Danches | 2010-05-06 21:21:00
RuBB, спасибо. В принципе, у меня были такие догадки, что разница в количестве передач.:)

RuBB | 2010-05-07 14:42:00
Систему IMA разбирать подробнее или тема исчерпала себя?

Danches | 2010-05-12 13:09:00
Я думаю, стоит разобрать. Будет полезно для любителей Хонд:)

nefor | 2010-05-19 18:52:00
Спасибо за познавательный материал. Например, мне очень интересно как влияет торможение электро двигателем на сам процесс торможения. Т.е. на сколько эффективно само торможение. Думаю штатная система тормозов без работы не останется.

RuBB | 2010-06-03 13:22:00
nefor, традиционная система тормозов (диски-колодки) задействуется в полной мере во время экстренного торможения. В обычной повседневной спокойной езде торможение, в основном, происходит за счет электромотора.

Ivan | 2010-06-22 16:37:00
Как только "гибриды" будут массово заполонять территорию России, сразу появятся куча сервисов по ремонту и обслуге, так что, не стОит переживать, что негде будет ремонтировать.

Igor | 2010-07-09 15:52:00
Я являюсь владельцем Honda Civic Hybrid 2003 USA. Отзывы исключительно положительные!!! Купил ее 2 года назад на 1000 Евро дороже чем обычный сивик. За 2 года эксплуатации сэкономил на бензине 2000 Евро проехав 60000 км. По электрической части вообще не возникало никаких проблем. Когда покупал, интересовался сколько будет стоить новый комплект батарей. Услышав цену в 800 Евро, понял что их можно будет окупить за 7-8 месяцев эксплуатации. По остальным параметрам она меня вполне устраивает. Так что не бойтесь покупать гибриды - за ними будущее!!!

Igor | 2010-08-02 15:35:00
являюсь счастливым обладателем Honda Civic Hybrid 2007 USA. Машинка рдует всем. Брал не новую 64 000 км - сразу поменял масло, на 70000 км поменял свечи все 8 шт. (думаю не зря)за 200$ приблизительно. Стало заметно лучше. расход радовал сразу, но должно быть еще изменение в лучшую сторону , в ближайшее время проверю))). Пока 4 месяца - уже кое чем могу поделиться(в плане опыта)с инженерной и экономической точки зрения.

Денис | 2010-08-13 12:28:00
Тоже приобрел себе американца 2007 года с пробегом 52 тыс. км. Машинка всем радует. Диски зачетно смотрятся.Расход от 5,6 до 7 литров на 100. Вчера ездил по городу вечером расход опустился до 5,9 литров! В мощности мало чем уступает седанам этого класса.

Алексей | 2010-08-18 11:50:00
По поводу электромотора толщиной 70 сантиметров это ИМХО перебор!

Гибридюк | 2010-08-20 22:43:00
Живу в Израиле,Машину купил в магазине.Пробег 20000км.за полтора года.Средний расход 5.4л на 100км. Из опыта могу сказать что в жаркую погоду когда стоишь в пробках, батарея очень садится как раз потому что кондиционер работает от электромотора,а двигатель не работает.

Николай | 2010-10-22 17:56:00
При выходе из строя батарей машина может работать как простой негибрид? (Пока ищешь новый комплект батарей, особенно в глубинке) Я так и не понял, коробка передач - автомат? И электродвигатель включается по усмотрению компьютера? Или возможны варианты?

Andy | 2010-10-25 17:08:00
Меня тоже этот вопрос интересует, без батареи можно ездить? Если бы кто небудь подсказал где можно заказать батарею за 800 евро на Honda Civic Hybrid 2003 USA был бы очень признателен.

Andy | 2010-10-25 17:22:00
Меня тоже этот вопрос интересует, без батареи можно ездить? Если бы кто небудь подсказал где можно заказать батарею за 800 евро на Honda Civic Hybrid 2003 USA был бы очень признателен.

Валерий | 2010-11-15 14:24:00
Хотелось все таки узнать можно ездить на этой машине если гавкнулась батарея? Купил такую машинку 3 дня назад.

RuBB | 2010-11-15 14:56:00
Валерий, Andy. Мое предположение, что ездить можно. Просто мощности будет не хватать, т.к. электромотор не будет работать. Но 100% утверждение дать не рискну. Наиболее точно на этот вопрос смогут ответить только официальные диллеры

Andy | 2010-12-03 01:26:00
Официальные диллеры говорят по разному. Даже не знаю что и думать. Если бы еще кто небудь подсказал где эту батарею можно подешевле купить?

Прохожий | 2011-01-03 22:15:00
Думаю что это зависет от вида поломки батареи. Если просто перестала выполнять свою функцию то ездить можно. А если перемкнет то электромотор будет тормозить. Это только теория, поправте если я не прав.

KKK | 2011-02-18 10:23:00
Доброго всем времени суток. Спасибо большое за статью. Я проживаю в горной местности. Подскажите, пожалуйста, как это отразится на эксплуатации Гибрида (сможет ли он подняться в гору при полной загрузке)? Заранее благодарю за ответ

RuBB | 2011-02-18 10:36:00
KKK, если сравнивать с обычной бензиновой версией при том же объеме двигателя, то гибрид даже предпочтительнее в силу того, что крутящий момент, который важен в горной местности, в гибриде больше. Крутящий момент в гибриде приблизительно такой же как в моторе 1.7-1.8л

KKK | 2011-02-18 12:50:00
Большое спасибо за ответ!

Валерий | 2011-03-25 18:08:00
Добрый день! Igor, подскажите, пожалуйста. как поживает Ваш авто, интересно, меняли ли что-нибудь, есть ли нарекания? тьфу, тьфу, тьф.? (Как и Вы уже несколько дней являюсь счачтливым обладателем Honda Civic Hybrid 2007 USA.)

benzo | 2011-09-03 22:59:00
ребята, что там у машины с раскладыванием сидений? как в ней ночевать? сначала убираются все подголовники, потом передние сидения раскладываются вместе с задними сидениями и образуют ровную плоскость без выступов+ открывается пространство в багажник , т.е. ровная плоскость передние задние разложенные и пол багажника -ровная поверхность, да:)? ну или как там что раскладывается?? - где там батареи в спинках задних сидений?? или там нихера не раскладывается..

Ден | 2011-09-08 20:31:00
А Приус лучше... Там все гораздо продуманней. последовательно параллельная схема, нормальный аккум, мотор на 50 кВт. и момент на низах 400нм. Я вообще не понимаю смысла в хондовском гибриде, проще взять обычный сивик, с обычным мотором

Артём | 2011-11-15 05:15:00
Ден, ну не скажите. Однозначного ответа нет. Это постоянная борьба, кто из них лучше. Причём в разных обзорах, разные результаты. Брехня, что у Приуса расход 3,2, посмотрите обзор от Стиллавина, у них там до 8 по городу получилось. У самого Civic Hybrid 2004 японец, пробег 135 тыс, батарея работает отлично. Тихая машина, даже пешеходы не оборачиваются пока не пикнешь уже возле ног. С маслом 0W20, когда только залили, на трассе и 4,5 литров выходило. Ну и вообще, она приятная во всех отношниях, не ломается, из ухода только мойка и ТО раз в год.

Анна | 2012-02-27 12:11:13
Добрый день!!! Товарищи а вариатор ни у кого на гибриде не ломался? Я ехала, ехала и приехала! Машина ехать перестала, скорость D заморгала! что случилось.... коробке пипец или как? Машина - класс!!!

Олкн | 2012-03-18 18:18:43
Через пару дней меняюсь своим Фитом на гибрид 2003. В гибриде проблема- батарея то заряжается, то нет, а после двух месячного простоя и вовсе по ходу умерла (во всяком случае заряд батареи 0%) горят чек и датчик Эл.дв, но для всех вас информация- машина едет! едет как обычный 1.3 мотор! Единственное - я переживаю как бы она не разряжала простой аккумулятор. Владелец говорит что ничего страшного не произойдет, и тем не менее по каким то причинам не ездит на ней вообще! Сегодня при осмотре у нее был разряжен аккумулятор, пришлось перекинуть с фита... оставьте отзывы. Может и не меняться вовсе?

Владимир | 2012-04-16 21:54:20
хочу купить цивик гибрид все отговаривают подскажите будет ли мешина работать без электромотора и где можно купить батарею

Яков | 2012-04-27 14:18:38
Всем привет!Подскажите пожалуйста,кто знает,У меня при холодном двигателе резко падает зарядка на вспомогательном аккумуляторе,а потом постепенно набирает ее.И еще при небольшом затяжном подъеме такая же картина,только заряжается на спуск.Это нормально или что?

Яков | 2012-04-27 14:20:25
Всем привет!Подскажите пожалуйста,кто знает,У меня при холодном двигателе резко падает зарядка на вспомогательном аккумуляторе,а потом постепенно набирает ее.И еще при небольшом затяжном подъеме такая же картина,только заряжается на спуск.Это нормально или что?

Камиль | 2012-05-05 00:07:36
езжу на машинке уже третий месяц бед незнаю, во всем устраивает, пришел срок 80-го ТО а мастеров во всем татарстане нет кто бы смог что то сделать... сижу второй день информацию в инете ищу...
и спуске и накатом батарея заряжается, а при подъему в гору напрягается электро двигатель тоже, поэтому и идет разряд...

Марина | 2012-05-13 20:54:25
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, можно ли менять оригинальный диски (аэродинамичные) на обычные не оригинальные??? Говорят, что батарея работать будет не так и электордвигартель быстрее умрет, т.к. ему будет тяжело. Правда ли это? И менял ли кто-нибудь? Заранее спасибо.

RuBB | 2012-05-14 00:10:15
Марина, полагаю, что замена дисков может влиять только на расход топлива, если не идет речь о переходе на другие размеры. Оригинальные диски с причудливым дизайном - не дань моде, а способ сократить аэродинамическое сопротивление.

Андрей | 2012-08-25 13:31:07
Добрый день!Помогите пожалуйста разобраться Honda Civic hybrid 2002 года LDA ES9 выдает ошибки 34 и 70 не могу найти схему. Помогите если есть возможность.

денис | 2012-08-31 12:17:16
являюсь владельцом civic 2009 usa г...отличная машина!!!

Алексей | 2012-09-13 11:15:46
[quote]Здравствуйте! Скажите пожалуйста, можно ли менять оригинальный диски (аэродинамичные) на обычные не оригинальные??? Говорят, что батарея работать будет не так и электордвигартель быстрее умрет, т.к. ему будет тяжело. Правда ли это? И менял ли кто-нибудь? Заранее спасибо. [/quote]

Можно менять на любые, подходящие по размерам. После рестайлинга уже с завода идут обычные, не аэродинамические, диски.

Вероника | 2013-04-17 18:04:51
Добрый день! Подскажите пожалуйста, у меня хонда цивик гибрид 2008 года, за осень-зиму расход от 6,4 увеличился до 9,3!!! уже тепло, а расход непадает(В чем может быть причина, подскажите пжл. Спасибо